АН-2 и МиГ: кто кого? Занимательная экономика

В результате реформирования армии двое моих знакомых военных лётчиков-истребителей оказались родине не нужны. Помыкавшись какое-то время в поисках средств к существованию и себя-применения, они организовали лётный клуб: обучение пилотов-любителей, покатушки, адреналиновый высший пилотаж и так далее.

На одном из подмосковных аэродромов они арендовали место под бытовку и стоянку для также арендованных ЯК-52 и ЯК-18. Через несколько лет это было уже в каком-то смысле культовое место. Парни смогли существенно расшириться: купили в собственность несколько пилотажных самолетов и один реактивный; постоянная клиентура расширилась до 300 человек; вместо старой бытовки на аэродроме появилось полноценное клубное здание. Добавился еще один профильный и выгодный бизнес — поиск и подготовка лётной техники. Яркая иллюстрация того, что можно одновременно и заниматься любимым делом, и неплохо на этом зарабатывать.

Однажды занесла судьба их в Питер, на какое-то авиамероприятие. Там, отлетав программу и вдоволь наобщавшись с коллегами по цеху, они получили предложение купить АН-2. В идеальном техническом состоянии, с консервации, с абсолютно невыработанным моторесурсом. Вот только одна засада — документов нет, и восстановить их после развала ДОСААФ невозможно. Купить это счастье одним куском со всеми проблемами можно было за символическую сумму — 300 000 рублей.

Очень интересное предложение, сложно не согласиться. И, как чаще всего у русского человека бывает, — уже после покупки начали думать, что с этим делать дальше. Вариантов множество: можно сдать в аренду МЧС для облета пожароопасных территорий, можно с него выкидывать парашютистов-любителей, можно для локальных авиаперевозок на маршрут поставить, а можно и перепродать. Миллиона за полтора — хорошая рентабельность.

Вот только для начала надо его легализовать и поставить на учет. В принципе, это несложно и не очень дорого, но в Москве. А вот в Питере — никак. Начинают они просчитывать варианты транспортировки свежекупленного самолета в Москву. А это, как ни крути, — негабарит. Соответственно, это сборка-разборка, погрузка-разгрузка, согласование маршрута, спецтехника и обязательное сопровождение. Цена суммарно за всё — ух! Существенно дороже стоимости самого приобретения. Замечательное законодательство в стране!

Пока парни в Питере думали, что теперь с этим всем счастьем делать, нашелся их бывший сослуживец, также оказавшийся после службы не у дел. Устроиться на гражданке, как его московские приятели, у него не получилось, и работал он в какой-то купи-продай-фирме в очень скромной должности.

А ведь небо зовёт! И он легко был готов сменить место жительства на иное, лишь бы связанное с авиацией.

Товарищи согласились его трудоустроить пилотом-инструктором и даже обеспечить жильем, но решение вопроса откладывалось на неизвестное время для устаканивания проблемы со свежеприобретенным АН-2.

— А давайте я его вам перегоню, что зря время терять? — вызвался соскучившийся по небу лётчик, рвущийся в бой. — Это как? — А вот так. В тёмную. Низенько-низенько. Только на месте меня примите. — Не вопрос, на нашем аэродроме у нас все хорошо — примем в лучшем виде.

Авантюра, конечно, но договорились. Причем договорились и считать перегон самолета моментом трудоустройства с выплатой первой зарплаты и премии.

И вот ранним облачным утром из-под Питера взлетает несуществующий самолет и направляется в сторону Москвы. Летит он чётко вдоль автомобильной дороги. Для тех, кто не знает, АН-2 — легендарный биплан, в народе известный как «кукурузник», способный садиться на пашню и взлетать оттуда же, планировать с выключенным мотором, брать на борт полторы тонны, летать без заправки почти 1000 км и при необходимости лететь очень-очень медленно, со скоростью примерно в 100−110 км/ч.

А еще АН-2 внесен в книгу рекордов Гиннесса, и, несмотря на то, что выпуск его начат в 1947 году, его продолжают производить и по сей день. Правда, под другими названиями и маркировками. Короче, уникальный аппарат.

И вот дует этот уникальный аппарат в сторону столицы при полном радиомолчании. В какой-то момент пилот устает от чрезмерного напряжения, требующегося для полёта на супермалых высотах, и поднимается повыше, метров на 500, но эфир на определенных и ему известных частотах внимательно слушает. Но, поднявшись, становится видимым системе ПВО… Долго лететь незаметным у него не получается, его замечают. Запрашивают — молчит. А без вариантов, отвечать-то нечего.

Из-под Смоленска поднимают звено МиГов и отправляют на перехват его, немногословного. Еще бы — НЛО шпарит в сторону Москвы! Или Руст очередной, или террорист, гексогеном обвязанный, в Кремль направляется.

Понимая, что скоро может запахнуть жареным, пилот «падает» на прежнюю супермалую высоту и пристраивается над дорогой. Он сам на МиГах летал, он их ЛТХ наизусть знает. МиГи прибыли в означенный квадрат, отсканировали его боевыми радарами, избороздили вдоль и поперек и ни с чем удалились.

Побултыхавшись над дорогой, через какое-то время пилот-нарушитель опять поднимает машину повыше — отдохнуть. И опять становится видимым системе ПВО. История повторяется: МиГи, только уже из-под Кубинки; падение на супермалые высоты над дорогой; перепахивание квадрата с отрицательным результатом; уход МиГов на базу. А уже МКАД перед носом…

Пройдя над МКАДом до шоссе, идущего в нужную сторону, легендарный АН-2 опять меняет направление полета и направляется уже непосредственно к аэродрому, где его с нетерпением ждут. Если не считать полного хаоса в эфире, эта часть маршрута проходит относительно спокойно, и он без проблем садится.

Приземлившийся самолет сразу закатывают в ремонтный ангар, где шустренько создают видимость долгого его стояния и тяжелейшего ремонта. И вовремя — на аэродром с синими мигалками прибывают парни из ОООчень серьезного ведомства. И сразу в диспетчерскую.

— Кто в последние полчаса садился? — Да вот журнал, смотрите. А что случилось? — Не вашего ума дело! Всего 3 взлёта-посадки? Пошли на поле и давай сюда старшего.

Идут.

— Это что за самолет? — тычут пальчиком в стоящий ЯК-18. — Этот без движения уже месяц стоит. Двигатель в ремонте на заводе. — А этот? — Приземлился 20 минут назад. На тренировочный полет летал, вот отметка в журнале. — Ну, а этот? — У нас на хранении, но не вылетал уже полгода. Можете мотор потрогать — он холодный.

Таким образом обошли весь аэродром, суя свой нос во все щели. В том числе и в ангар, где стоял виновник торжества, который, впрочем, никого не заинтересовал, так как уже имел внешний вид, не подразумевающий возможность полёта.

— Значит, так, — сказал старший из приехавших ОООчень ответственных лиц. — Будем считать, что вы к произошедшему не имеете никакого отношения.

— Да к чему хоть? Что случилось? — Ни к чему, и не вашего ума дело. Но чтобы в последний раз! Понятно? — Понятно… — До свидания. — До свидания…

Как эта история была отражена в официальных документах и отчетах, неизвестно, но для всех действующих лиц на этом и закончилась. Аэроклуб успешно работает по сей день, а ведущим пилотом-инструктором в нём — именно пилот того самого АН-2.

Но стоит отдельно добавить, что в этой истории есть еще один аспект. Экономический. О котором стоит сказать отдельно хотя бы вскользь. Один час летного времени одного МиГа стоит около полумиллиона рублей. Летало 2 звена по одному разу. Самолет-виновник был куплен за триста тысяч рублей. Перегнали его за 60 тысяч… Очень забавно сопоставлять эти цифры между собой.


13:13 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Стекольные работы

Стекольные работы

Стекольные работы в строительстве выполняют до начала малярных и обойных работ. Стекло как строительный материал отличается долговечностью, биостойкостью, высокой стойкостью к воздействию перепада тем...
Вкусные рецепты: Конфеты " Стрела", Запеченый картофель с грудинкой, Свежая дыня в имбирном сиропе

Вкусные рецепты: Конфеты " ...

Конфеты " Стрела"Эти конфеты я дарю всем, кто сейчас живет далеко от своей Родины Украины. Эти конфеты в 80-е попробовала впервые на Украине, благодаря родственнице, которая работала завмагом, а все в...
Проектный менеджмент

Проектный менеджмент

Проектный менеджмент требует особого подхода. В истории накопилось много случаев, когда из-за капризов одного человека месяцами простаивали целые проекты. Задачей руководителя является сформировать...
О чем молчит желтая резиновая уточка?

О чем молчит желтая резиновая ут...

Купая в очередной раз дочку, я наблюдала, с каким интересом она разглядывала желтую резиновую уточку. Вот бы узнать, о чем девочка думает в тот момент. Сама не расскажет, маленькая еще. А мне в г...
Реставрационны паркетные работы

Реставрационны паркетные работы

Паркет — это не просто напольное покрытие. Паркет можно с полным правом назвать таинством, составляющей стиля жизни. Паркетные полы выглядят благородно, обладают множеством полезных свойств. Но восста...
Как раскрутить свой сайт - советы начинающим

Как раскрутить свой сайт - совет...

Допустим, что у вас уже есть доменное имя и готовый сайт. И базовые представления о HTML. Стартовать следует со стандартизации текстового наполнения, которое является самой важной компонентой, и его р...
Общество и политикаКультура, искусство, историяДом, семья, детиМедицина и здоровьеОбразованиеЕда, рецептыРемонт и СтроительствоФауна и флораБизнес и финансыКомпьютеры, связь, интернетИнтимная жизнь
Может заинтересовать:

О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно просто.

Мы подобрали для вас познавательные и увлекательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.