Рубенс и Мария де Медичи. Художник и королева - что их связывало?

Все, что написано ниже — плод воображения. Но воображения, основанного на фактах…

В 1600 году Рубенс прибывает в Мантую, ко двору герцога Винченцо Гонзага, затем по заданию своего работодателя отправляется в Рим, в Венецию, во Флоренцию, где делает копии с картин прославленных художников.

Рубенсу 23 года, он молод, красив, обаятелен, не женат, одинок. Он представлен ко всем дворам правителей как художник и как знаток древностей. Надо думать, что его личные достоинства вызывали к нему симпатии всех окружающих. Без сомнения, и женщин, с которыми ему приходилось встречаться по роду обязанностей.

К сожалению, написанные до 1609 года произведения доступны для обозрения только в ничтожной части. При его скорости работы он должен был выдать за 9 лет работы сотни полотен и рисунков. Где это все сейчас?

Флоренция. У великого герцога Тосканы Фердинандо I нестарая жена (что-то под 40) и воспитанница — племянница, дочь старшего брата Мария де Медичи (25 лет). Она недурна собой, вероятно, скучает.

Сколько времени Рубенс провел при дворе Фердинандо — неизвестно. В 1600 году Марию выдают замуж за Генриха IV, и Рубенс присутствует на свадебной церемонии.

«Пейреск — Рубенсу Париж. 27 октября 1622 г. [итал. ] Дражайший Синьор. … Я с удовольствием узнал, что Вы присутствовали при венчании Королевы-Матери в Санта Мария дель Фьоре…»

Придворный живописец Джакопо Чименти запечатлел это событие — и на его картине у Марии четко вырисовывается животик! А его наличие подчеркивается жестом беременной, которая успокаивает шевелящийся в чреве плод!

Естественно спросить: а почему Чименти не «поправил» фигуру? Вероятно, для этого было несколько причин. Первая — все было настолько очевидно, что отход от действительности мог иметь для художника непредсказуемые последствия. Вторая — мужское окружение могло и не подозревать об истинном положении дел просто в силу того, что общение с женской половиной в таких семьях не было очень тесным и каждодневным. Поэтому слегка располневшая девица могла и не навлечь на себя вопросы о случившейся полноте. Поправилась — и поправилась!

Мария так спешила к своему супругу, что прибыла в Марсель всего через месяц после этого события (сколько можно было сделать за месяц!). А потом прошел еще месяц, пока она свиделась со своим блудливым супругом. Слава Богу, она забеременела почти сразу. И в положенный срок родила Людовика XIII.

А дальше — события принимают интересный оборот. Рубенс оставался в Италии до 1609 года, после возвращения в Антверпен женился на Изабелле Брандт, творил картины и детей. Изабелла умерла в 1626 году. Можно предположить, что она долго и тяжело болела (судя по портрету 1621 года).

В 1622 году Мария Медичи решает создать себе памятник — построить дворец и украсить его историей своей жизни. В это время у нее уже был круг художников, которые писали ее портреты и украшали ее быт (о них упоминает Перейск в своих письмах Рубенсу). Но королева вспомнила о Рубенсе.

Вряд ли она забыла молодого красавца, который появился около нее 20 с лишком лет назад. Она приглашает его, они составляют перечень картин, которые должен написать Рубенс, описывают подробно содержание каждой картины.

Рубенс начинает работу с эскизов, с зарисовок. Королева на этих этюдах выглядит весьма непривлекательно. Короткая жирная шея, второй подбородок, толстые щеки, заплывшие глазки, тусклый взгляд… правда, рот еще не тронула старость.

Но чуть позже, в том же 1622 году появляется портрет Марии Медичи. Цветущая обаятельная женщина! Кто бы мог подумать, что с такими беспощадными набросками можно написать настолько очаровательный портрет?!

Это произвело на Марию впечатление. Она даже начала собирать эскизы, которые ей передавал Рубенс, с намерением сделать нечто вроде альбома.

«Он сказал мне, что у Королевы есть шкатулка, где она держит все рисунки и планы своего дворца и всех относящихся к нему изображений, вплоть до орнаментов, лепнины и разбивки сада, и что она хочет добавить туда сборник всех рисунков Ваших картин, тщательно законченных и в полном порядке переплетенных в одну книгу». (Перейск — Рубенсу, 15 сентября 1622 года; «Он» — аббат де Сент Амбруаз).

Мало того, в Люксембургском дворце для Рубенса освободили апартаменты как раз над покоями королевы.

Рубенс продолжает работу над галереей. Мария — в разных видах, в разном окружении. Но самый интересный, с моей точки зрения, момент — представление Генриху IV портрета невесты. Как великолепна Мария! Генрих даже глаза закатил от удовольствия!

Но и это не все: она очень схожа с портретом, который был нарисован до 1600 года в Италии. Может быть, Мария привезла с собой копию или оригинал. А может быть, Рубенс ее такой и запомнил?

Работа над галереей продвигается, Рубенс привозит королеве на просмотр написанные полотна. Мария — в восторге: ее никто и никогда не рисовал так, как это сделал Рубенс.

Вот отрывок из письма Перейска: «Пейреск — Гуиди ди Баньо Париж, 16 июня 1623 г. [итал. ] Наконец-то Королева-Мать специально приехала из Фонтенбло, чтобы увидеть картины господина Рубенса. Она осталась довольна сверх всякой меры, назвала его первым в его искусстве из всех людей на свете и обращалась с ним с величайшей благосклонностью».

При всей благосклонности королевы Рубенс не получает от нее обещанной платы (во всяком случае, в оговоренные сроки). Он неоднократно упоминает об этом в письмах. Так ли это было на самом деле, или эти жалобы были прикрытием связи художника и королевы?

В самом деле, если просмотреть портреты, написанные Рубенсом, далеко не все из них дышат таким обаянием, как портреты королевы. Его работы светятся только тогда, когда у художника — особое (можно сказать смело — влюбленное) отношение к модели.

Работа над галереей Медичи длилась три года — с 1622 по 1625. Рубенс курсировал между Антверпеном и Парижем. Он увозил с собой одобренные эскизы, привозил готовые полотна.

У этой серии картин должно было быть продолжение, прославляющее Генриха IV, но Мария Медичи утратила власть, и продолжения не было.

По стечению обстоятельств королева, изгнанная в конце своей жизни из Франции, умерла в доме Рубенса в Кельне (в этом доме Рубенс провел свое детство). Вот таким мистическим образом замкнулось кольцо событий.

Так было или не было? Картины говорят — было!


14:39 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Рецепты народной медицины

Рецепты народной медицины

Народная медицина собрала богатейший опыт наших предков. Рецепты, которыми она богата, помогут преодолеть практически любые заболевания, хвори и недуги, необходимо лишь знать, как правильно пр...
Еврейский интеллект

Еврейский интеллект

Что такое еврейский ум? Не секрет, что евреи обладают очень высоким уровнем интеллекта. Это подтверждает большое число полученных представителями этого народа нобелевских премий и других сдел...
Начальник

Начальник

     Я сидела в офисе со своей сотрудницей по работе Светой, которая сидела на кожаном диване находящимся в центре помещения. Мы с ней чесали языки по поводу того, что ты, наш...
Братские узы

Братские узы

     Наступила зима и дома по вечерам стало скучно сидеть. И вот как-то в пятницу, когда стало совсем не вмоготу, решил поехать в сауну. Света, моя жена, сказала, что бы я ее ...
Видеонаблюдение - качественная защита офиса и дома

Видеонаблюдение - качественная з...

Есть множество типов, как какому угодно жителю любого государства осуществить востребованную защиту себя, собственной семьи а кроме того и нажитого имущества от противоправных действий со стороны крим...
Вкусные рецепты: Салат из дичи и овощей (паризьен), Творожно-кофейный мусс, Канские булочки

Вкусные рецепты: Салат из дичи и...

Салат из дичи и овощей (паризьен) Вареную или жареную дичь (Рябчика, фазана, тетерева, куропатку) нарезать токими продолговатыми ломтиками, вареные картофель и морковь – кружочками по 1,5 – 2 см в диа...
Общество и политикаКультура, искусство, историяДом, семья, детиМедицина и здоровьеОбразованиеЕда, рецептыРемонт и СтроительствоФауна и флораБизнес и финансыКомпьютеры, связь, интернетИнтимная жизнь
Читаемые:

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно просто.

Мы подобрали для вас познавательные и увлекательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.