Русская музыка: какой она была? Екатерина Великая как оперный драматург

Как вы думаете, кто мог написать оперы «Горебогатырь Косометович» или «Начальное управление Олега»? Музыку писали иностранцы, а вот тексты — сама Екатерина Великая.

Раз уж мы находимся в иррациональном кусочке времени между Новым годом и Старым Новым годом, можно задержаться в России и более глубоко посмотреть, как же здесь формировалась профессиональная музыка.

Конечно же, в Российской империи жили иностранцы. Многие приезжали по приглашению императорского дома. Причина понятна: нужно было перенять европейский опыт и заодно показать блеск своего двора. К тому же, нужно было начинать учить своих творцов, а учить было негде. В России не было ни одного музыкального учебного заведения, зато только в Неаполе в 18 веке было уже 4 консерватории. Это только в одном городе! Вот и потянулись к российскому императорскому дому иностранные артисты. Приезжали они не для того, чтобы перед ними кто-то преклонялся, а чтобы работать: учить и выполнять заказы.

«…тот самый Петрилло в 1734 году, когда он еще состоял камерным музыкантом, принял поручение двора договориться для придворной капеллы с итальянской оперой и комедией и отыскать в Италии нужных людей, способных привести к совершенству придворную камерную музыку. Летом следующего года он прибыл из Италии обратно и с ним: Франческо Арайя, неаполитанец, в качестве капельмейстера придворной камерной музыки, Мориджи, из Болоньи, кастрат, владеющий поразительно высоким сопрано, Джиов. Пиантонида, из Флоренции, превосходный виртуоз на скрипке, с ним его жена синьора Посторля в качестве примадонны и Катарина Джиорджи, из Рима, в качестве второй певицы; …Джузеппе Далольо, из Падуи, один из величайших виртуозов на виолончели, и его брат Доменико — превосходный скрипач и композитор; …затем итальянский балетмейстер Фузано со своей женой Джинглией, из Венеции, весьма талантливой танцовщицей». (Якоб Штелин — один из первых российских академиков и близкий друг К. Ф. Э. Баха — одного из сыновей И. С. Баха, в своих «Записках» приводит историю «итальянцев в России»).

Но нужна была именно своя, русская опера, на русский текст. Пока собственная профессиональная школа находилась в стадии формирования, иностранцы мучились с русскими текстами, на которые нужно было написать музыку. Вообще-то, это дело довольно трудное — писать музыку на тексты чужого языка. Но и язык заодно учился, хотя и не всегда получалось.

Франчекско Арайя (1700−1767) — этому итальянцу принадлежит первая опера на русский текст (по Сумарокову) — «Цефал и Прокрис». Следующей была опера на русский текст немецкого композитора Германа Фридриха Раупаха (1728−1778) — «Альцеста», тоже по Сумарокову. Раупах практически все время провел в России и умер в Санкт-Петербурге. А одну его работу долго ошибочно приписывали Моцарту, с которым он был знаком.

Еще из работающих в России итальянцев можно назвать Бальтассаре Галуппи, он — первый иностранец, написавший музыку на текст православного богослужения. О Галуппи известно многое, в том числе и его фраза: «Такого великолепного хора я никогда не слыхал в Италии».

Нельзя не отметить Томмазо Траэтта, интересно, что последний долго работал в Санкт-Петербурге, писал оперы и преподавал, а вот его сын Филиппо Траэтта, сбежав из французского плена, оказался в США — и там написал первую американскую оперу, а также основал Бостонскую консерваторию. Так что из Италии (точнее, из итальянских городов) разъезжались кто куда.

О итальянских композиторах Паизиелло и Чимароза уже писалось. Заслуживает упоминания Джузеппе Сарти и его произведения. Например, монументальная опера «Начальное управление Олега» на либретто Екатерины Великой — либреттист в лице императрицы хотела сделать назидание внуку о том, как надобно управлять государством. В опере есть и сцены основания Москвы (хронологически неточные), и взятие Царьграда, и клятва побежденных. Эта грандиозная опера была сочинена в соавторстве, чтобы успеть по времени показать ее австрийскому послу. На всякий случай или как толстый намек — как знать? Императрица Екатерина Вторая обладала цепким умом, была патриотично настроена. И первые русские оперные либретто она писала не просто так, не от баловства. Это была и дань веку Просвещения, и желание не отставать от Западной Европы, и способ «прямой речи» — то есть обращения к слушателям, среди которых обязательно были все послы других государств и прочие ВИПы.

Перу Сарти принадлежит также оратория «Тебе бога хвалим» на взятие русскими войсками города Очакова для 300 певцов, колоколов и пушек. Кантата «Гений России» на коронацию Павла I и «Русская оратория» тоже написаны итальянцем Джузеппе Сарти.

В Петербурге жил и умер итальянец Винченцо Манфредини, который писал оперы и преподавал Павлу I. В Москве — Иван Францевич Керцелли.

Отдельная история — испанец Висенте Мартин-и-Солер — или «валенсийский Моцарт» (1754−1806, полное «простенькое» испанское имя — Атаназио Мартин Игнасио Висенте Тадео Франсиско Пелегрин Мартин и Солер). Его перу принадлежит, например, опера «Горебогатырь Косометович» на либретто Екатерины Великой. В этом оперном либретто императрица сделала настолько толстый намек на шведского короля Густава III, что потом пришлось на представления иностранных послов не приглашать — на всякий случай.

Еще одна опера испанца, умершего в России, — также на либретто Екатерины и ее секретаря. Называется она «Песнелюбие, или меломания». И здесь императрица сделала толстый намек — на сей раз на вкусы своих царедворцев. А имела она в виду Павла Мартыновича Скавронского — тот был внуком императрицы Екатерины I, вообразил себя гениальным композитором, сочинял оперы, ставил их в Италии, но без успеха. Более того, вся прислуга графа обязана были обращаться к нему не иначе, как «пропевая» речь. «Кучер, вывезенный из России, был также обучен музыке. Он басом осведомлялся у барина, куда он прикажет ехать. Своей густой октавой он нередко пугал прохожих, когда на певучие вопросы графа начинал с козел давать певучие ответы». (М. Пыляев). Не могу не сказать, что был Павел Скавронский еще и дедушкой Юлии Самойловой.

Вернемся к испанцу. Еще одна опера «Федул с детьми» написана «русским испанцем» Мартином-и-Солером вместе с Василием Пашкевичем — и также на либретто императрицы Екатерины Второй. Действие оперы происходит в некоей «древней Сибири». Возможно, в образе главного героя здесь воплотились нежные чувства августейшей бабушки к внуку — будущему императору Александру I. Вот интересно: об опере «Февей» статья в английской Википедии есть, а в русской нет. Довольно типичная ситуация.

Как уже указывалось, эта опера была написана совместно. Авторами-композиторами были испанец и русский. И здесь мы уже в зоне действия первых профессиональных русских музыкантов. К сожалению, об этих музыкантах известно предельно мало.

Василий Алексеевич Пашкевич (1742 — 9 марта 1797) — русский композитор, один из создателей крупного светского жанра — русской национальной оперы.

Как водится, о жизни его сохранилось мало сведений. Еще одна его опера написана на либретто императрицы Екатерины Второй — «Федул с детьми». Екатерина Великая придумала героя, некоего Федула (или Федола), у которого 15 человек детей, а он хочет жениться на молодой. Был ли здесь кому намек — я уже не знаю.

Часть опер Пашкевича сохранилась: «Санктпетербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты», «Несчастный в любви подьячий». Это комические оперы, но в них есть и трагедийные элементы.

В фильме 2007 года «18−14» использована музыка Пашкевича из оперы «Скупой». Сюжет там по изначально историческому факту с дальнейшим фантазированием. Факт в том, что у Пушкина служил серийный убийца, как бы сейчас сказали, тогда его называли Царскосельский душегубец. Это о нем Пушкин писал: «Мой друг! остался я живым, Но был уж смерти под косою: Сазонов был моим слугою«…О фильме нужно говорить отдельно, по отношению к теме статьи важно понимать, что «слуховой музыкальный опыт» царскосельских «лоботрясов» — Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и других — формировался именно на итальянской опере и на русской музыке 18 века, другой еще не было, она появится позже.

О некоторых профессиональных русских музыкантах «доглинкинской» эпохи можно будет прочитать в следующий раз.


14:45 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Правильный уход за фиалками

Правильный уход за фиалками

Редкого любителя домашней флоры может оставить равнодушным незатейливая красота и нежность фиалки. Этот вид комнатного растения отличается многообразием видов, которое выражается в богатстве оригиналь...
Очень простой способ повысить тИЦ и PR сайта

Очень простой способ повысить тИ...

Недавно я захотел рассмотреть вопрос об более эффективном способе повысить посещаемость моего небольшого сайта - пробный шар. Я стал экспереминтировать и вот, что у меня в итоге появилось - система оч...
Классификация контактных линз

Классификация контактных линз

Сейчас на рынке представлено огромное разнообразие контактных линз. Конечно же пациенту знать какие бывают линзы не столь важно, потому что подбор линз делает профессионал своего дела - врач-офтальмол...
Создание надёжной системы грязезащиты

Создание надёжной системы грязез...

Для поддержания чистоты в помещениях понадобится целая система грязезащиты, потому что, как показала практика, отдельное покрытие, даже самое удачное (на наш взгляд), часто не способно справиться с по...
Няни-гувернантки

Няни-гувернантки

Для маленьких детей, до 4-5 лет, как правило приглашают няню или гувернантку для опеки ребёнка. В обязанности няни входит увлекательно и с пользой для воспитания занять малыша, покормить его, поиграт...
Рецепт приготовления плова с курицей

Рецепт приготовления плова с кур...

У многих хозяек сложился стереотип, что приготовить настоящий плов могут только жители Востока. МирСоветов согласен с тем, что вершин кулинарного мастерства в приготовлении плова нам не достигнуть, но...
Общество и политикаКультура, искусство, историяДом, семья, детиМедицина и здоровьеОбразованиеЕда, рецептыРемонт и СтроительствоФауна и флораБизнес и финансыКомпьютеры, связь, интернетИнтимная жизнь
Самое интересное:

О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный каталог познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать необходимую информацию стало совершенно просто.

Мы подобрали для вас познавательные и увлекательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.